По парам. К чему приведёт объединение школ и детсадов?

В районах будут собирать сельские школы под одну «крышу». Нет, все учебные заведения, как были, так и останутся в реале. То есть формально они станут одним юридическим лицом. Но любые решения будут приниматься с учетом местных особенностей и желаний местных жителей.

Не уйти в тень

«К каждому муниципальному образованию — подход индивидуальный, — заявил начальник Главного управления образования региона Александр Седунов. — С каждым из районов выстраивается собственная модель. Единого лекала нет. С каждым мы обсуждаем финансовый, организационный и кадровый потенциал. Ни одна из функций и направлений учреждений образования с точки зрения освоения образовательных программ, методической работы, подготовки и проведения ЕГЭ, госаттестации ни в коем случае не уйдет в тень».

Игорь Прокофьев Фото: АиФ/ Анна Сергеенко

Здесь, в общем-то, понятно, да и сами педагоги и администрация районов в этом вопросе согласны. В управлении образования Новосокольнического района так и заявили: «Морально мы давно готовы к реорганизации. У нас на весь район 1300 учащихся и до сих пор 12 школ, есть школы, где учатся всего 20 человек». И при этом в каждой школе немалый административный аппарат и бухгалтерия. В Пскове к  этому относятся с пониманием. Так, начальник управления образования Пскова Игорь Прокофьев, заметил, что в рамках этой работы в первую очередь необходимо сократить избыточный управленческий персонал.

«Минусов я не вижу ни для учащихся, ни для коллег. Другого пути просто нет», — высказал свое мнение директор Псковского индустриально-технологического техникума Сергей Бельгесов.

Второе дыхание

Объединение детских садов и школ – тема не новая, даже для Пскова.  По ней успешно, начиная с 90-х годов,  работали в Пскове Педагогический комплекс, Билингвистическая гимназия, 18-я школа и лицей «Развитие».  Надо сказать, что работали вполне успешно. А вот  за границей подобные интегрированные центры давно и отлично живут. Кстати, в США и Европе,  ребенок начинает с 4 лет ходить в школу – не в классическую школу в нашем понимании, а дошкольное отделение образовательного центра.

Да и в Москве  не осталось просто школ, гимназий, лицеев, детсадов. Там они успешно существуют под эгидой образовательного центра.

Что же ждёт в случае объединения образовательный центр? Один из существенных и самых главных плюсов объединения — экономия средств. В системе образования, как известно, введено подушевое финансирование, то есть деньги выделяют не на всё учреждение, а на одного учащегося или воспитанника. Чем больше детей входит в состав образовательного комплекса, тем он «богаче». В рамках сокращения штата сотрудников, появляются свободные средства, которые можно потратить на улучшение оснащения, закупку методического материала, бонусные выплаты педагогам.

Небольшие образовательные учреждения, в которых занималось немного человек, не могли позволить себе квалифицированных специалистов: логопеда, инструктора по плаванию. В образовательном комплексе это становится возможным.

Очень важно, что усиливается преемственность дошкольного и начального школьного образований. Делается упор на знакомство ребенка со школой еще до того, как он пойдет в первый класс. Ребенок успевает адаптироваться к школьным стенам до официального поступления в школу.

Немаловажно, ресурсы, имеющиеся в распоряжении одного комплекса, становятся доступны и остальным подразделениям: библиотека, бассейн, тренажерный зал, сенсорная комната и прочее.

Объединение детских садов и школ перспективно в плане выстраивания диалога в профессиональной сфере. Педагоги обмениваются опытом, выбирают наиболее оптимальную систему взаимоотношений, выплаты зарплат, например.

Для родителей образовательный комплекс — это большое преимущество, так как им не придется бороться за «место под солнцем» для своих детей. Дети, посещающие детский сад в составе образовательного комплекса, автоматически попадают в школу из этого же комплекса. Могут они, конечно, пойти и в другую школу, если там будут места.